Уроки литературы в школе

Устное народное

творчество

Литература древней

Руси

Литература 18-го века
Литература 19-го века
Литература 20-го века

"Познавая жизнь через литературу, читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней,-и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле"

Ю.Бондарев

Литература-один из тех учебных предметов, который призван формировать и воспитывать человека, воспитывать гармонично развитую личность. Очень важно в этом отношении то, каков сам педагог, каковы его ценности и приоритет. Ибо кто, как не учитель-словесник, должен учить школьников отличать подлинные человеческие ценности от поверхностных и мнимых? Кто, как не учитель-словесник, научит ребят постигать, осваивать как своё, личное приобритение те художественные открытия, которые сделаны писателем, художником? Александр Твардовский писал:"...Уроки литературы-это не часы развлечений и отдыха. Поскольку литература становится предметом, изучаемым в школе, она становится предметом науки, а наука, как известно, требует и необходимого усилия, и известного понуждения, и главное, известного плана и системы. Нет, это не часы развлечений и отдыха от других наук, но это, как мне кажется,-и, может быть, это моё представление подтвердили бы некоторые педагоги-практики, - воодушевления, эмоционального подьёма и, я даже позволил бы себе такое примерно выражение, нравственного прозрения". Сделать уроки литературы уроками "нравственного прозрения и воодушевления" - задача любого учителя-словесника.

Умная, талантливая книга всегда была средством воздействия на умы и сердца людей. На современном этапе использование воспитательного потенциала литературы приобретает особую актуальность. Учитель-словесник имеет благодатную возможность для самого непосредственного влияния на формирование нравственной и идейной позиции учащихся. Заинтересованное, непосредственное восприятие и переживание произведений художественной литературы, обращённых к животрепещущим проблемам нашего времени, прямо перекликающимися с радостами и тревогами, заботами и надеждами читателя, может и должно быть ориентировано на кристализацию в сознании школьников высоких жизненных принципов, которые станут их внутренним руководством к деятельному участию в трудах и днях взрослого мира.

Роголева Виктория Владимировна

"...Воспринять и понять произведение - это значит сознательно отнестись к тем идеям, которые вложены в него авторм, а следовательно, прежде всего увидеть, понять и оценить эти идеи во всей их полнот. Вот почему перед учителем и стоит задача научиться самому и научить своих учеников видеть идею в ткани произведения... Для этого надо уметь читать на языке образов русского искусства, а не только уметь читать по-русски. Но без этого умения читать язык образов нет восприятия искусства, нет и воспитания через искусство".

"Г.А.Гуковский"

Вернуться на главную страничку Добро пожаловать на ФОРУМ

 



Хостинг от uCoz