МОУ "Средняя общеобразовательноя школа № 15 города Йошкар-Олы"

Учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель методического объединения, участник конкурса "Учитель года 2007", участник конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений на премию Президента Российской Федерации, 2008 год.

 

Презентации, проекты
Уроки словесности
Главная страничка
Уроки литературы в школе

Литература 18 века

Литература 19 века

Литература 20 века

Устное народное творчества

Литература древней Руси

Современная литература

 

Несколько слов о значении изучения современной литературы в школе и некоторые советы учителям литературы

 

Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и прежде всего - молодёжи. Это не случайно: читатель ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему, рождённых той самой духовной атмосферой, которой дышит сам.Безусловно, возможности максимального использования идущего от самого читателя запроса, его готовности к восприятию текущей, близкой по времени литературы в целях идейного, духовного, нравственного и эстетического воспитания личности наиболее полно может реализовать именно педагог - словесник. При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы. Прежде всего - это трудности отбора. Читатель, особенно молодой, не имеющий высоко развитого вкуса, буквально теряется в потоке литературной продукции, отсюда - беспорядочность, бессистемность чтения. Для немалого числа читателей наличие или отсутствие в произведениях знакомых им из житейской практики событий, действий и характеров становится главным критерием художественной ценности. При этом внешние, поверхностные, сиюминутные впечатленияоказываются сильнее высоких художественных норм, выработанных тысячелетней истьориейлитературы и составляющих неотъемлемую часть культурно-художественного фонда личности. Поэтому, вне всякого сомнения, совершенно точно утверждение: к полноценному освоению современной литературы читателя надо готовить. И в первую очередь такую подготовку должен осуществлять учитель-словесник.

Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием «вечными вопросами». Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном тёплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории, и её отношении к современности, о своём месте в «цепи времён», тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюблённость, просыпаются серьёзные чувства.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его незащищённую душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. И в это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы, учить переживать (да, переживать!) душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. Юноше, «переживающему житьё», приходит на помощь опыт мышления литературных героев, он незаметно проникается тем мироощущением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения. Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы, посвящённых самым разным темам. Это «возвращённая литература» А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.Булгакова, А.Платонова, Е.Замятина, В.Набокова, и произведения Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Шукшина, А.Солженицына, Г.Владимова и др.

Учеников надо постепенно вводить в круг нравственных вопросов. Из опыта работы можно утверждать, что лучше начинать с произведений, в которых сами нравственные коллизии ближе к опыту и психологии ребят, и герой их – ровесник, и стиль открыт восприятию подростка, эмоционально заразителен. Логика цикла определяется также стремлением ввести учащихся от непосредственного эмоционального восприятия произведений, обсуждения их проблематики к осознанию места и роли нравственной темы в современном литературном процессе, её связи с развитием нашего общества.

Стремясь активизировать этические чувства учащихся на уроках , посвящённых современной литературе, и вести их по ступеням нравственного самосознания необходимо стараться избежать опасности превратить уроки литературы в уроки назидания, а художественные произведения – в некие «пособия» по морально-этическим вопросам. Вот почему при изучении произведений особое внимание следует обращать на содержательность художественной формы, на богатство смысловых оттенков, воплощённых в художественных образах. Книги, где ярко, впечатляюще представлено положительное начало (книги о подвигах, о человеке героического склада) вызывают зачастую у современной молодёжи только восторженное или просто безразличное отношение. Очень важно, чтобы ученики понимали, что героическое – это высшее проявление нравственных качеств человека, его любви к людям, к Родине. Так должна открываться перед школьниками эстетическая ценность высоких нравственных норм, к которым стремится гармонически развитая личность современности.

Роголева Виктория Владимировна

Добро пожаловать на ФОРУМ



Хостинг от uCoz