Современный урок словесности

Страничка сайта учителя русского языка и литературы высшей категории, руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы города Йошкар-Олы

Роголевой Виктории Владимировны

 

Перейти на главную страничку сайта

На страничку "Уроки литературы"

На страничку "Презентации и проекты"

На страничку "Внеклассная и внешкольная работа учителя"

На страничку "Уроки русского языка"

Добро пожаловать на ФОРУМ.

 

 

Мои наработки и материалы по урокам

1.Наречие. Роль наречий в тексте типа описание.(6-й класс)

2. Развитие речи. Поговорим о здоровье (5-й класс)

3.Урок-деловая игра (5-й класс)

 

 

Мои размышления по поводу урочной деятельности учителя-словесника.

"За и против...". Специфика деятельности учителя-словесника.

Современное общество требует от работников образования качественного выполнения профессиональных функций. Возможно это при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии, при планомерном творческом росте.

Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками , но и формирование у них научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

Словесник- звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа. Спецификой деятельности учителя является то, что её объект – это ученик, т.е., определённая личность. И совершенно ясно, что организовывать педагогическую деятельность следует, учитывая характерные особенности обучения, развития и воспитания гармоничной личности. А это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности.

Убеждена, что учебные достижения обучающихся всегда положительны в том случае, когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

Не вызывает сомнений тот факт, что деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение противоречий, являющихся источником развития личности ( противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками и др.), на превращение их в движущие силы учебного процесса.

В последние годы успешно заявляет о себе новая область знаний – педагогическая инноватика, - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Эти процессы и называют инновационными процессами. Задача любого педагога состоит в том, чтобы, осуществляя эти процессы, добиться положительных результатов.

На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности – другого пути нет. Почему используют сотрудничество учителя и ученика?

Идея сотрудничества включает авторитарность, эксплуатацию памяти. Она стимулирует и совместный поиск, глубокую веру в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта ( в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели; создание в процессе движения к цели нового продукта. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся – одно из важных направлений работы учителя. В процессе общения с учащимися учитель может сравнительно легко наблюдать и фиксировать такие проявления, как уровень активности, интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, уровень самостоятельности поиска решений, наконец, степень воображения, эмоциональности.

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению, относящимся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.Это даёт возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Таким образом, появляется необходимость в комплексных формах, обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях, имеющих межпредметное содержание.

Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательными интересами учащихся. Из практики работы следует отметить, что межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения – от постановки задач до его организации и результатов. Им свойственны методологические, формирующие (образовательные, развивающие, воспитывающие) и конструктивные (системообразующие) функции в предметной системе обучения. Следует отметить важность для учителя изучения и обобщения передового опыта учителей, реализующих межпредметные связи.

Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной деятельности.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и зачётная формы особенно эффективны в старших классах. Очень важное значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценирование.

Считаю, что обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) – также одна из важных современных обучающих технологий, успешно применяемая в педагогической практике учителя.

Таким образом, совершенствование научно-методической деятельности с использованием современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе даёт широкий простор для максимальной реализации общедидактических принципов обучения.

Совершенствование педагогического мастерства - важнейшая задача учителя. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в первую очередь помогает педагогу решить эту столь важную задачу. Кроме этого, это прекрасный способ самореализации. При такой организации работы (что и применяю в своей педагогической деятельности!) открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общение с учениками, желание поделиться этим со своими коллегами – отличительная черта творчески работающего учителя. Важно, безусловно, при этом, чтобы чётко была видна система в работе. Тогда опыт работы будет представлять интерес. И совершенно очевидно, что, только внедряя в учебный процесс современные педагогические технологии, широко применяя различные формы деятельности, совершенствуя свой научно-методический уровень и распространяя свой педагогический опыт, учитель может достичь творческого мастерства.

Роголева Виктория Владимровна

 

 

Вашему вниманию представлен открытый интегрированный урок русского языка и развития речи, проведённый в рамках городского конкурса "Учитель года 2007".

 

Тема урока. Наречие. Роль наречий в тексте типа описание.

Цели и задачи урока.

Образовательные: закрепить умения учащихся «видеть» наречия в тексте и обоснованно их включать в текст описание; закрепить знания о роли наречий в описании как средства более точного и образного выражения мысли.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, внимание, воображение, наблюдательность связную речь.

Воспитательные: способствовать воспитанию правильной эстетической позиции учащихся по отношению к окружающему миру; способствовать воспитанию любви к природе, к родному краю, к поэзии.

Дидактический материал, оборудование урока: учебные пособия «Развитие речи» (5-9) под ред. Л.М.Зельмановой, Е.Н.Колокольцевой; репродукция картины И.И.Левитана «Март» в электронном виде; таблички с наречиями.

Методы и виды работы: музыкально-поэтическое начало, беседа, работа с картиной, творческая работа в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Музыкально-поэтическое начало.

1. Исполнение 1-го куплета романса «Отговорила роща золотая».

2. Вопросы к классу. - Какую картину представили, слушая этот романс? - Какие чувства вы переживали? - А почему эта музыка и стихи вызвали у вас грустные чувства? - Осенний пейзаж, мелодичная минорная музыка затронула действительно грустные струнки нашей души.

III. Беседа: связь человека с природой.

- Этот романс написан на стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, который очень любил природу. Человек, его чувства всегда неразрывно связаны с природой, всегда образуют единство. Любимым временем года Есенина и вдохновляющем его на творчество была осень. Но у нас сейчас за окном весна. Это пора, когда природа пробуждается, оживает, обновляется, наполняется новыми звуками, красками, начинается новый виток жизни. И вы, наверное согласитесь со мной, что и человек тоже наполняется новыми силами, чувствует в себе прилив энергии, наполняется возвышенными чувствами.

IV.Чтение отрывка из стихотворения Ф.И.Тютчева.

- Русский поэт Ф.И.Тютчев так писал о начале весны: Зима ещё хлопочет И на весну ворчит, Та ей во след хохочет И пуще лишь шумит…

- В каких художественных произведениях вы встречались с описанием природы?

- Какие писатели часто обращались к изображению природы?

- Для чего писатели и поэты обращаются к описанию природы?

- Какие характерные признаки текста описания вы можете назвать; что более всего характерно для описания природы, её состояния, чувств?

V. Обращение к картине И.Левитана «Март».

-Русская природа всегда вдохновляла и писателей, и музыкантов, и художников. И сейчас я предлагаю вам обратиться к репродукции картины замечательного русского художника, посвятившего всю свою жизнь изображению русской природы. Это репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Март». (Открывается электронный слайд).

- Для более пристального её рассмотрения откройте иллюстративное пособие «Развитие речи» на стр.65. Всмотритесь внимательно в картину.

- Что вам больше всего понравилось в ней, что приглянулось? - Какие чувства у вас вызвала картина?

- Это дин из самых поэтичных пейзажей не только в русской живописи, но и в мировой. Как отмечал писатель К.Г.Паустовский, в этой картине художником «передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыши дощатого дома».

И действительно пейзаж Левитана «Март» как бы подтверждает строки поэта Тютчева: Не то, что мните вы природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык! Своим лиричным восприятием прекрасного художник как бы очеловечивает природу, наделяет её своей душой, своим языком. Тем самым пробуждает в зрителе, в нас с вами, определённые чувства и настроения.

VI. Творческая работа в группах (составление предложений).

-Попробуем и мы сейчас услышать голос природы, почувствовать её душу. Я хочу предложить вам необычное, на мой взгляд, творческое задание: попробуйте «оживить» героев картины Левитана. Эту работу мы будем выполнять по группам. Но прежде чем выполнять задание, вспомните, какие части речи делают нашу речь богаче, точнее, выразительнее?

Поскольку на уроках русского языка сейчас мы работаем с наречием, то ваша задача использовать яркие наречия в своих высказываниях.

Итак: 1-я группа составляет предложения от имени снега, изображённого художником на картине (опишите, что может чувствовать, переживать снег с наступлением весны; обратите внимание на тона красок, которые использовал пейзажист, изображая мартовский снег). 2-я группа составляет предложения от имени скворечника; 3-я группа составляет предложения от имени деревьев (вслушайтесь, что они чувствуют, о чём могут думать с наступлением весны); 4-я группа составляет предложения от имени лошади Проявите фантазию, творчество, вживитесь в образы. Предложения должны быть от 1-го лица.

- Какие образные наречия вы можете назвать для использования в своих высказываниях?

-Вы можете использовать и наречия-подсказки, помещённые на доске (чудесно, великолепно, ярко, солнечно и д.р.). Помните, вы должны составить предложения, описывающие состояние весенней природы!

VII. Проверка (устно) записанных предложений. (Наиболее удачные предложения записывают все учащиеся).

- Назовите использованные вами наречия.

- Подчеркните наречия как члены предложения.

- Попробуйте «убрать» наречия из своих предложений. Что с ними произошло? Какими они стали?

- Какова же функция наречий в языке?

VIII. Итог урока.

- Итак, мы попытались сегодня проникнуться чувствами пробуждающейся весенней природы. Какой же тип текста для этого мы использовали?

- Какая часть речи помогла вам создать яркие, очные высказывания?

IX. Задание на дом.

- В качестве домашнего задания хочу вам предложить сделать весенний подарок своему учителю: напишите мини-сочинение от имени «героев» картины И.Левитана, положите в красивый конвертик и пришлите ему (учителю) по почте, порадуйте его своим творчеством.

-Урок я хочу завершить строками поэта Ф.И.Тютчева: …Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…

-Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Я благодарю вас за прекрасную работу и чудесное общение.

 

Вернуться к оглавлению

 

Как хочется, чтобы дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство - здоровье и жизнь. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке - одна из важных задач любого современного урока. Урок развития речи можно организовать как урок здоровья, одновременно сочетая занимательный материал с заданиями, позволяющими школьникам закрепить орфографические и пунктационные умения и навыки, развить речь, и почерпнуть немало дополнительных интересных сведений.

Урок развития речи.

Тема. Поговорим о здоровье.

Цель урока:

Образовательные:ознакомить уч-ся с новыми «словарными» словами (по те- ме «Здоровье», закрепить знания по теме «Морфемика»;

Развивающие:развивать умения связно излагать свои мысли на письме и устно; развивать интерес к учению, к познанию нового;

Воспитательные: способствовать воспитанию желания вести здоровый образ жизни, оберегать своё здоровье и здоровье родных и близ- ких.

Ход урока.

I. Объявление темы урока, постановка задач.

II. Речевая разминка «Полёт фантазии». (На отдельн. листах) Напишите мини сочинение «Сегодняшний день… какой он, каким я хочу, чтобы он был?»

III. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. (Раздаются словари) Запишите слова, проверив по орфографическому словарю. Подчеркните «контрольные моменты». Подготовьтесь к словарному диктанту.

Г-м-гл-бин, эп-демия, т-мп-ратура, л-б-ратория, п-циент, п-л-клиника, к-р-нтин, д-агноз, м-грень, в-кцина, г-г-ена, д-з-нфекция, дон-р, м-д-к-менты. (Коллективн. проверка).

2. «Оказание первой медицинской помощи». (У доски – подчеркнуть орфограммы).

Каждый человек обязан беречь своё здоровье и жизнь, так как нет ничего ценнее человеческой жизни . Но всё же в ней случается всякое. Бывает, что человек, сам того не ожидая попадает в сложные ситуации, наносит себе травму, заболевает. И тогда ему на помощь приходит медицина.

-Что значит «оказать первую медицинскую помощь»? Из данных слов «соберите» аптечку для оказания первой помощи. Объясните свой выбор.

Бинт стерильный, папин галстук, лейкопластырь, жгут резиновый, вата, йод, губная помада, зелёнка, перекись водорода, стрептоцид, средство для снятия лака, средство от желудочно-кишечных заболеваний, сердечно-сосудистые средства, противовоспалительные средства, жаропонижающие и болеутоляющие средства, жидкость для мытья посуды, термометр, крем для лица, пипетки, шампунь, зубная паста.

4. Повторение: морфемный разбор слов; части речи. (У доски)

-Назовите порядок морфемного разбора. Выполните морфемный разбор первого слова в каждом словосочетании. Укажите части речи. Расскажите о первой помощи при лекарственных отравлениях.

Лекарственный препарат, безболезненная прививка, просроченные таблетки. (Дополнительные вопросы по определениям частей речи).

5. Запишите под диктовку, озаглавьте текст, определите основную мысль текста. Обозначьте орфограммы.

Сегодня всё больше людей стараются поддерживать здоровье с помощью натуральных средств, в первую очередь – лекарственных трав. Почти все такие травы сейчас можно приобрести в аптеке. Но лучше собрать их самим, не зря ведь опытные травники говорят, что тепло человеческих рук и бережное отношение усиливает эффект целебного зелья. Но главное – точно знать, что может дать для нашего здоровья каждое растение.

-Подготовить к следующему уроку рассказ об одном из целебных растений.

-Послушайте стихотворения Г.Остера. Почему их относят к «вредным» советам?

Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши голова,

Всё равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

Задание: пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой», «Как быстрее состариться».

IV.Итог урока. –Как нужно относиться к своему здоровью?

-Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

V. Задание на дом. 1) Рассказ об одном из целебных растений (оформить);

2) Сочинить «вредные» советы, записать;

3) выучить словарные слова, подготовиться к диктанту.

 

вернуться к оглавлению

 

 

 

 



Хостинг от uCoz